
Гуситы – странное и немного смешное слово для русского уха. Ведь если о протестантах слышали почти все, а Мартина Лютера знают даже убежденные двоечники, то о Яне Гусе многие гости Чехии слышат впервые. Удивляются, что обогнал он со своими идеями знаменитость Лютера. Так что для начала – небольшой ликбез.

У истоков религии стоят… не гуси, а мудрый, мыслящий и отчаянно смелый человек – Ян Гус. Именно этому священнику и теологу удалось создать ту новую религиозную систему (в рамках христианства, конечно), которая стала близка и понятная его бедным и не очень грамотным соотечественникам.
Важнейшими требованиями гуситов были молитвы на родном чешском языке, а также разрешение для всех причащаться и вином (кровью Христовой), и хлебом (телом Христовым). Напомню, что у католиков причащение вином (происходящим обычно из чаши) проходят только представители духовенства.
Доверчивый и наивный Ян Гус отправился на религиозный диспут в город Констанц, где был обвинен и сожжен на костре как еретик. Чешское население, потерявшее своего идеологического лидера, отягощенное многочисленными экономическими проблемами, начало восстание, которое переросло в сорокалетнюю гражданскую религиозную войну.

Итак, на исторической арене появилась национальная религия, что для современного общества с его повсеместным глобализмом оказывается удивительным феноменом. Все очень хорошо знают другую «национальную» религию – иудаизм, которая, кстати, оказала свое существенное влияние на гуситов. Как ни странно, но появление гусовой религии в ее научно-дискуссионном виде, спровоцировало интерес к иудаизму (потому что сравнивали и обсуждали) и еврейскому языку. Сам Ян Гус знал иврит, а знаменитый еврейский поэт Авигдор Кара (чье надгробие на старом Еврейско кладбище в Праге считается самым старым – 1439 года) написал для гуситов несколько популярных религиозных гимнов. Конечно, такие близкие контакты с иноверцами только ухудшили положение гуситов в глазах папства. Хотя отношение к этим внутренним «христианским» разборкам у иудеев было противоречивые, но сочувствие к гонимым у них традиционно побеждало. Известны случаи, когда после окончательной победы католиков и начала рекатолизациии в Чехии, некоторые гуситы официально переходили в иудаизм, спасая тем самым свою жизнь.

Однако, самые фанатичные гуситы, несмотря на такую практически братскую помощь от другой конфессии, оказались не столь гуманны. Например, в городе Хомутове представители радикального гуситского крыла (табориты) предложили евреям креститься, а когда те отказались, то заживо сожгли всю общину…
Все гуситская история воспринимается как какой-то архаичный исторический факт, но неожиданно для многих оказывается, что гуситы существуют по сей день, а гуситская церковь очень популярна и на территории современной Чехии, и в соседней Словакии. Поэтому нередко на зданиях можно увидеть изображение сосуда или чаши (именно она стала традиционным символом гуситов, подарив им даже простонародное название «чашники»).

Официальное признание от государства гуситская церковь получила лишь в 1920 году после провозглашения Чехословакией независимости. 20 век оказался непростым для гуситов, как и для всего Чехословацкого государства. В 1968 году гуситская церковь поддержала попытку демократических преобразований в стране, за что и поплатилась значительным ухудшением своего положения. Но новые времена после Бархатной революции вернули гуситов. А в 1999 году произошло поистине революционное событие – была избрана первая женщина-епископ! Феминизм начал потихоньку побеждать и в такой консервативной организации как церковь. На сегодняшний день уже половина гуситского духовенства – женщины. Так что cherchez la femme и здесь! А готовит теологов-гуситов знаменитый Карлов Университет, который даже создал целый Гуситский факультет богословия.
С 1 января 1993 года не существует такой страны Чехословакия, она поделилась на два отдельных государства. Но гуситская церковь по-прежнему объединена и называется Чехословацкая Гуситская Церковь.
Добавить комментарий