
“Танцующий” дом
«Разрушающие форму»
В 1980-х годах в мире архитектуры появилось новое направление – деконструктивизм. Его теоретические и философские идеи создал французский философ Жак Деррида, а здания «нового формата» стали появляться в самых разных частях мира как экзотические и инопланетные гости на Земле. Но за двадцать с лишним лет эти инопланетяне успели хорошо у нас обжиться и сегодня странные бесформенные здания с «изломами» и «отростками» уже не повергают людей в шок, но стабильно вызывают любопытство.
В Праге тоже есть свой инопланетянин, который затесался даже не в центр промышленной архитектуры 20 века, а вообще оказался среди домов из далекого прошлого. Удивительный дом построили в 1990-х годах по проекту чешского архитектора Владо Милунича и канадца Фрэнка Гери.
Прорыв к свободе
Когда-то на набережной Влтавы, где сегодня высится Танцующий дом, находились два здания разрушенные бомбардировкой Праги в конце Второй Мировой войны. Долгие годы руины и пустырь делали эти места очень неприглядными. Неподалеку проживала семья Вацлава Гавела, который уже в молодые годы загорелся идеей создать здесь что-то необычное. Так что после «бархатной революции» 1989 года этот план получил возможность своей реализации. В итоге Танцующий дом стал своего рода символ свободного, независимого и ни на кого непохожего чешского государства, а путь к появлению странного архитектурного гостя оказался таким же непростым, как и путь к суверенитету Чешской Республики.

“Танцующий” дом
Сложный путь к Дому
Фрэнк Гери – известный мастер, имевший уже огромный багаж осуществленных проектов, международных наград и критики – стал своеобразным буфером для идей молодого амбициозного Владо Милунича. Сам же Милунич – чешский архитектор хорватского происхождения, многие годы друживший с Вацлавом Гавелом, не имел, конечно, такой мировой известности. Его идея необычного деконструктивного здания была принята традиционным пражским обществом в штыки.

“Танцующий” дом
Так что по совету знакомых Милунич начал искать себе известного и влиятельного единомышленника. Его дерзкие и оригинальные идеи пришлись по вкусу Фрэнку Гери, с которым они подружились и вместе создали удивительный проект. Макеты будущей визитной карточки Праги летали через океан в лос-анджелесскую студию Гери и обратно в чешскую столицу и обсуждались в длинных многочисленных письмах двух мастеров. В итоге родился странный, завораживающий и очень романтичный дом.
Джинджер и Фред
Сами архитекторы решили, что этот проект – об отношениях мужчины и женщины, а две части здания стали танцующий парой. Фрэнк Гери, который был большим поклонником американской танцевальной пары Фред Астер и Джинджер Роджерс (особенно известных в середине 20-го столетия), в шутку назвал дом метафорой их кружения в танце: изогнутая фигура – партнерша в развевающейся юбке, а прямая и широкая часть – партнер, «обнимающий» ее за талию при помощи руки-балкона.

Танцующий дом (Джинджер и Фред)
Поэтический и трогательный проект, за который Милунич и Гери получили почетнейшею Притцкеровскую премию (архитектурную «нобелевку») стал свидетельством динамики и дальнейшего развития Праги. При все бережном отношении к исторической архитектуре город не застывает на сохраненных готике или модерне, а стремится вперед, создавая новые стили и направления, поддерживая оригинальность и свободу творческого взгляда.
Добавить комментарий