
Красивый жилой многоквартирный дом – понятие очень редкое, особенно для современного глаза, уже привыкшего если не к блочным монстрам, то к странным космическим стекляшкам, растущим как грибы после дождя во всех больших и малых городах России (да и не только России). Где найти дома «ручной работы», сделанные по индивидуальному проекту и имеющие свой абсолютно неповторимый орнамент? Найти такое чудо можно, например, в Праге. Стоит пройтись по улочкам района Винограды, на которых нет топовых или же особо известных зданий, но зато каждый дом ювелирный и по украшениям, и по идее, передаваемой архитектурным проектом.

Время, когда район начал особенно активно разрастаться пришлось на начало 20 века и на пик популярности нового архитектурного стиля. В Чехии (как и в Австрии) его называли сецессион, а в России – модерн. Архитекторы модерна стремились подчеркнуть красоту и элегантность жизни, красоту природы, ее изящество. Именно стремясь воспроизвести природные черты и орнаменты, архитекторы уходили от острых углов и старались скруглять окна и балконы.

Кроме того, модернисты старались вспомнить об отечественной истории (в данном случае, о чешской), о ее мифах и легендах. Добрый и злые сказки становились иногда полноценными персонажами фасадных украшений.

Острые башенки, обычно стилизованные под любимую Прагой готику, напоминали уже не мрачные башни, а веселые , почти пряничные домишки.

Самое удивительное, что все эти дома – обычные жилые пространства, а не музеи или какие-нибудь «мишленовскеие» рестораны.

Простые люди, небогатого и не слишком интеллигентного вида входят в эти волшебные, расписанные узорами двери, чтобы жить и заниматься своими самыми повседневными делами, не обращая внимания на окружающую красоту. Они привыкли к ней и воспринимают такой изящный быт, как должное. Именно к этому и стремились архитекторы эпохи сецессиона: жизнь человека во всех своих самых обычных проявлениях должна базироваться на красоте и активно с ней взаимодействовать.

В Испании так думал великий А. Гауди, в Австрии – основатель стиля Отто Вагнер, а в Чехии – целая компания увлеченных подобными идеями – Антонин Бальшанек, Освальд Поливка, Атонин Пфейфер, Ян Вейрих и многие другие. Пражане «на ура» приняли новый стиль, в муках родившийся из эклектического смешения веяний и образов второй половины 19 столетия. Поэтому сецессион стал глотком свежего воздуха – чистого как родниковая вода природы и сказочного, как все пражские легенды.

Добавить комментарий