
Основоположник педагогики знаменитый чешский философ Ян Амос Коменский написал в своем 17 веке:
«Ничто с такой лёгкостью не становится трудным, как если оно выполняется против воли»…
Это он об учебе.
А как сегодня учатся соотечественники Коменского?

Главная черта местной системы образования – гуманность по отношению к детям и их родителям. Хотя в школу чехи отправляются в 6 лет, первые 9 классов – это все-таки детство. С 1 по 9 класс в Чехии называется начальная школа. Звучит странно, особенно когда смотришь на 9-классников, чей рост и вид кажутся уже вполне традиционно-мужскими. Но все-таки отношение к учащимся здесь очень лояльное: домашнего задания мало, а чаще его вообще нет. Школьников категорически не перегружают лишним сидением и зубрежкой. Тот же Коменский так и советовал:
«Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения»
Идея такого образования довольно логична. Все необходимое по программе можно успеть изучить на уроке, а после школы ребенок должен отдыхать (ибо здесь речь идет о физическом и психическом здоровье) и заниматься тем, что ему самому интересно. Ведь если дитя целый день учится и в школе, и дома, то когда же он успеет разобраться в собственных склонностях и интересах? Поэтому вторая половина дня – это кружки и занятия тем, что хочется и нравится, или же ничем… Это тоже иногда нужно человеческому организму, и роль родителей следить, чтобы это чудесное времяпрепровождение не становилось основным.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать» – это тоже рекомендация Коменского.
Некоторые дети, которые с раннего возраста почувствовали склонность к наукам, или же их родители ощутили особую ответственность за уровень знаний своего чада, поступают в гимназию после 5 класса. Гимназический уровень считается выше, и гимназистов даже пытаются обременить некоторым количеством уроков на дом. Впрочем, это все-равно не российское количество заданий. Перешедшие в гимназию в 6 класс могут спокойно уже учиться до самого выпускного экзамена, мечтая о поступлении в ВУЗ.

Те, кто доучился в «началке» до 9 класса, имеют несколько версий дальнейшего развития событий. Вариант 1: они сдают сложный экзамен и поступают в четырехлетнюю гимназию.

Вариант 2: те, кто хочет одновременно со средним образованием получить специальность, поступают в профессиональные училища или колледжи. После окончания такого учебного заведения можно идти в университет, или же начать работать и осмотреться во взрослом мире, поняв, что за специальность он приобрел.
Есть еще и вариант 3… Для никуда не поступивших. Они идут, куда захотят: могут сидеть на шее у родителей, готовясь к вступительным экзаменам через год, или пойти работать, чтобы почувствовать жизнь на вкус. Чаще всего это активизирует мозг и заставляет начать учиться с большим рвением.
Кстати, практичные чехи не особенно настроены на высшее образование. Государственная система социального обеспечения создала вполне комфортное существование для человека и со средним образованием. Хорошая практичная специальность предоставляет замечательные жизненные возможности. Лишь те, кто грезит о высоких карьерных достижениях, видит необходимость в получении высшего образования.

В итоге, школа длится в Чехии 13 лет, и обычно к ее окончанию выпускнику исполняется 19 лет. Непривычно много по российским меркам. Но! Во-первых, в Чехии нет угрозы армии для мальчиков. Военный призыв не висит над ними дамокловым мечем, заставляя бросаться в любое учебное заведение исключительно ради спасения от увлекательных армейских будней. Во-вторых, чем человек старше оказывается перед выбором профессии, тем разумнее и сознательнее его выбор. Так зачем спешить? Тем более что как бы то ни было, любая школа – это детство, которое так приятно продлить хотя бы на несколько мгновений. Ведь как говорили древние:
Non scholae sed vitae discimus.
Не для школы, а для жизни учимся.

Добавить комментарий