
Какая связь между банком и музыкой?
Самая прямая: когда банк хочет видеть среди своих клиентов культурно воспитанных, эрудированных и порядочных людей, он делится своими доходами с культурой. И незамедлительно получает достойные дивиденды в виде клиентов, соблюдающих правила и законы финансовой вежливости. Именно поэтому в 1875 году Чешский банк к своему 50 летнему юбилею (!) решил подарить Праге «дом для муз» – концертно-выставочный центр. Это был солидный способ показать свои финансовые мощности, прекрасной рекламной компанией, и памятным подарком всему чешскому народу.

Объявленный конкурс собрал все сливки чешско-австро-венгерского архитектурного сообщества. По итогам, победил неоренессансный проект Йозефа Зитека и его ученика Йозефа Шульца. Следующие 10 лет понадобилось для создания этого прекрасного дворца искусств: здесь был оборудован не только концертный зал, но и экспозиционные галереи.

Рудольфинум. Фасад.
На торжественное открытие 7 февраля 1885 года ожидали наследника австро-венгерского престола кронпринца Рудольфа. Именно в его честь здание и было названо Рудольфинум. Но… кронпринц, чувствуя политическую напряженность между австрийским двором и чешским национально-патриотическим обществом, не приехал на торжество. Он посетил нововыстроенный дворец два месяца спустя.

Рудольфинум. Фасад.
Стоит сказать, что сторонники чешского национального возрождения в принципе были не слишком довольны зданием: им казалось, что ему не достает погружения в национальную ауру и чешских историко-мифологических особенностей. Тем не менее, музыкальная жизнь все более ощущающей свою независимость Чехии, следующие тридцать лет бурлила именно здесь, а произведения столпов чешской музыки Берджиха Сметаны и Антонина Дворжака исполнялись с завидной регулярностью.

Рудольфинум. Интерьер.
Но музыкальная атмосфера была нарушена государственной необходимостью. После провозглашения Первой Чешской Республики в 1918 году, здание переделали в Парламент. Больше всего «досталось» интерьеру: прекрасный концертный зал был переоборудован в трибуну, великолепный орган демонтирован (вероятно, парламентарии собирались «играть» на чем-то другом), а красивая галерея разделена на множество небольших помещений, годных для работы парламентской администрации.

Рудольфинум. Интерьер.
Двадцать последующих лет Рудольфинум оказался дворцом чиновников, а не искусств.

Рудольфинум. Интерьер.
Возродили музыкальные традиции Рудольфинума …нацисты, руководившие Чехией в период оккупации. Потомки Баха и Генделя снова начали использовать зал для концертов, и после окончания Второй Мировой Войны, здесь продолжила звучать музыка. В подремонтированный зал вернулся оркестр Чешской филармонии, а остальные помещения отдали Пражской Консерватории, оборудовав в них спортивные залы музыкального ВУЗа. Впрочем, надо же где-то студентам-музыкантам заниматься спортом…

Несколько небольших ремонтов и переделок не помогли Рудольфинуму обрести его первоначальную красоту и помпезность. Поэтому с 1990 по 1992 год прошла крупнейшая реконструкция, в ходе которой залу вернули его первоначальный вид. Погляди на Рудольфинум сегодня автор его архитектурного замысла Йзеф Зитек – был бы доволен! Тем более, что и современные технологии очень удачно вписаны в интерьер второй половины XIX столетия.

Рудольфинум. Воссозданный орган.
С тех пор – с середины девяностых – Рудольфинум является лучшим музыкальным залом Чехии, «домом» не только для всемирно известного коллектива оркестра Чешской филармонии, но и для различных выставок, экспозиций, конференций и фестивалей, самый популярный из которых «Пражская весна».

Рудольфинум. Большой концертный зал имени Антонина Дворжака.
Добавить комментарий