
Вначале было слово, и слово было КУЛЬТУРА. Именно с возрождения чешской культуры и началось возрождение чешской национальной самостоятельности. Не о победах в сражениях и мощи своих воинов искали источники чешские политики и интеллектуалы, а древность и глубину родной культуры. Не завоеваниями многих земель, но искусством и просвещением декларировали они необходимость гордиться своей нацией. И это очень важно. Ведь именно такой мирный подход и давал возможность маленькому по территории и зависимому в политическом смысле народу перспективу для дальнейшего развития.
В 1796 году Каспар Мария Штернберг – ботаник, биолог, палеонтолог, председатель королевского богемского общества наук и, кроме того, политик, ратовавший за возрождение чешского национального самосознания, собирает вокруг себя дворян-единомышленников.

Все вместе они создают «Общество патриотических друзей искусств», которое через четыре года превращается в Академию искусств. Стремясь доказать всему миру свою историю, и культурную значимость, эти деятели создают в 1818 году Чешский Национальный Музей. И, конечно, первой его достопримечательностью становится коллекция древних окаменелостей, собранная палеонтологом Каспаром Штернбергом. После этого культурное возрождение начало набирать обороты.

Библиотечную коллекцию музея собирал и сохранял Вацлав Ганка – тот самый филолог-палеограф, который в стремлении убедить всех в древности чешской культуры даже сфальсифицировал «древние» рукописи. Историческим отделом руководил Франтишек Палацкий, написавший первую историю чешских земель и инициировавший публикацию исторической литературы на чешском языке. И весь этот культурный ажиотаж и движение происходили в Музее, у которого даже не было дома.

Во второй половине 19 столетия коллекции музея, собиравшиеся местными патриотами, настолько разрослись, что появилась идея строительства отдельного здания. За пять лет на вершине Вацлавской площади вырастает великолепное неоренессансное здание, спроектированное Йозефом Шульцем. Это дворец неизменно притягивает взгляды, доминируя над площадью, но не подавляя. Стеклянные купола по краям и один по центре здания делают его воздушным и элегантным. Но лёгкость эта не придает Музею легкомысленности. Словно напоминая, что возрождение чешской культуры привело в итоге к реальным политическим изменениям, и государственной независимости, Национальный Музей тоже пытается казаться более значимым и пафосным. Однажды он даже поплатился за это.

Когда в 1968 году войска стран Варшавского договора вошли в Чехословакию, и танки, проехав по улицам остолбеневшей Праги, остановились на Вацлавской площади, то танкисты – советские призывники, многие из которых прежде не видели никогда подобной масштабной и элегантной архитектуры, приняли этот дворец за здание правительства. Танки начали обстреливать Музей… Фасад здания был сильно поврежден.
Сегодня здание музея отреставрировано и снова парит над главной площадью Праги, притягивая к себе восторженные взгляды и несомненно гордясь своей ролью в создании чешской культуры.

Добавить комментарий