
Получившая «государственную прописку» Чехословацкая Гуситская церковь озаботилась строительством храмов. Традиционная неприхотливость и финансовая скромность этой протестантской конфессии наложили определенный отпечаток на внешность гуситского собора – лаконичный, строгий, без разнообразных украшений, с чашей на фасаде. Однако, если какие-то соборы и оказывались построенные по всем канонам завещанной Гусом религии, то многие влились в традиционное разнообразие необычных по своей красоте архитектурных сюрпризов красавицы-Праги.

Гуситский Сбор в районе Дейвице – это необычный сказочный терем, в башне которого определенно должна отсиживаться какая-нибудь принцесса. Монументальный фасад высотой 42 метра, построенный по проекту архитектора Иржи Стибрала в 1926 году. Смесь неоготики, неоренессанса и даже псевдоромантического стиля создают неповторимую ауру здания, одновременно отсылая зрителей в историю многовековой давности, и в тоже время сообщая о современных реалиях.

Гуситская церковь в районе Вршовице – уже совсем иной архитектурный воспитанник Праги, хоть и родившийся приблизительно в те же 20-е годы 20 столетия. После проведённого в 1929 году конкурса победил проект Вацлава Труксы, сразу же началось строительство, и всего через год оно было завершено. Готические долгострои средневековья уже не грозили молодой и активной Чехословацкой республике. Здание уникально, потому что в данном случае чешский функционализм оказался смешан с конструктивизмом. Собор представляет собой огромную железобетонную конструкцию с мощной башней, высота которой 26 метров. Это не просто башня, ибо она стилизована под ту самую чашу, которая и является символом гуситской церкви.

В эту башню могла засесть уже какая-нибудь феминизированная принцесса и оттуда давать суровые указания своим послушным подданным.

Наконец, самый главный собор Гуситской Чехословацкой церкви располагается в центре Старого Города – на Староместской площади. Это храм Св. Микулаша, и его история необычная и бурная на события.

В 30-х годах 18 века звезда пражской архитектуры Килиан Игнац Динценхофер реконструировал находившийся на Староместской площади старый храм Св. Микулаша. В итоге реконструкции получилось прекрасное барочное здание для католической церкви. Буквально 50 лет спустя, в соответствии с указом императора Иосифа II, вместе со многими другими соборами, был закрыт и храм Св. Микулаша. Начало 19 века не принесло позитивных изменений, потому что пражский муниципалитет разместил в соборе склад зерна… Так что удивительная идея советского периода о превращении храмов в склады, бассейны и другие необходимые трудящимся учреждения – совсем не новая и не уникальная.

Проснувшееся в 19 столетии национальное самосознание и идея о братстве славянских народов пробудили в чешском населении интерес к православию, а российские дипломаты, почувствовав это движение, быстро и правильно среагировали: по их просьбе австрийские власти сдали храм в аренду русской православной церкви. Поэтому естественно, что в реставрации храма поучаствовало большое количество «русских денег», а главной достопримечательностью храма стала знаменитая люстра из богемского хрусталя, сделанная по заказу российского императора Александра II и подаренная собору.
Начавшаяся Первая мировая война повлияла и на судьбу собора. Русские, оказавшиеся в той войне по «другую сторону баррикад» нежели Австро-Венгрия, были из храма изгнаны, и туда вернулись католики. После провозглашения независимости Чехословакии собор оказался в распоряжении сразу двух конфессий – гуситов и православных. Но появление на политической арене Чехословакии коммунистической партии в 1947 году «упростило» ситуацию, и гуситы остались в храме в одиночестве. После Бархатной революции Собор Св Микулаша получил статус главного храма Чехословацкой Гуситской Церкви.

Собор Св.Микулаша (интерьер)
И, кстати, люстра осталась на прежнем месте. Ее можно и нужно увидеть, потому что это удивительная работа мастеров Гарраховской стекольной мануфактуры, столь монументальная по размерам, что даже в годы «советского» правления ее не вывезли в какую-нибудь резиденцию высокопоставленных партийных чиновников. Такая люстра не во всякую резиденцию поместится.
Невозможно не сказать еще об одном типе строений гуситских соборов – о бывших синагогах. По окончании Второй Мировой Войны Чехословакия не досчиталась почти 80 тысяч еврейского населения, большая часть которых была верующими иудеями. Синагоги пустовали, тщетно ожидая своих прихожан, чей прах витал по полям Восточной Европы. В память о давних контактах между гуситами и иудеями, было решено передать Гуситской Церкви незанятые синагоги. Нужно отдать должное современным «чешским братьям», которые с большим пиететом отнеслись к этим зданиям, не убирая Магендавид и другую иудейскую символику, а также везде напоминая о своих предшественниках.

Добавить комментарий