
Альфонс Муха…. Странное имя и еще более странная фамилия, вызывающие в русском восприятии противоречивые ассоциации. Первая – Альфонс, мужчина живущий за счет своей любовницы, вторая – всем известное выражение «быть под мухой»… Или же насекомое муха… В общем, эти имя-фамилия вызывают улыбку или смешливое фырканье у непосвященного, и горящие глаза и крик – да, да, художник… – у тех, кто в курсе.

На самом деле, это, действительно, имя самого известного в мире чешского художника.
Его происхождение – довольно простое: отец работал помощником судьи, мать – домохозяйка. Но семья была счастливая и религиозная, принимавшая своих детей такими, какими они были. Не любившего учиться, но творчески одаренного Альфонса родители всегда поддерживали как могли. Он прекрасно пел и чудесно рисовал, однако, поступить в пражскую художественную академию не смог. Два года, проведенные в родных Иванчицах, подтвердили и ему, и его близким правильность избранного пути. Проводя почти все время в местном любительском театре, Альфонс там не только играл роли, но и рисовал декорации, афиши и пригласительные билеты. Такая бурная деятельность дала свои результаты. Увидев объявление о поиске художника-декоратора в одном из венских театров, Муха рискнул и отправил им свои рисунки!

Его пригласили в Вену в «Рингтеатр» как профессионала. При театре он получил крохотную студию и первые заказы – на декорации и роспись кулис. Почти поверив в свою путеводную звезду юный Муха взялся за дело, но ужасная трагедия оборвала это восхождение. 8 декабря 1881 года играли оперу Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана». Театр был полон. За считанные минуты до начала спектакля за сценой начался пожар, почти сразу же охвативший все здание. Больше 400 человек погибло, здание полностью выгорело, а вместе с ним огнем были уничтожена и мастерская Мухи, и созданные им декорации.
Трагедия произвела глубочайшее впечатление на юношу. Он уехал из Вены в моравский городок Микулов. Оказавшись там абсолютно без денег Муха не растерялся: продав несколько своих зарисовок он получил известность художника. Так что уже очень скоро появились первые заказы на портреты и книжные иллюстрации.

Там же, в Микулове, Альфонс познакомился и подружился с семьей графа Карла Куэн-Беласси. Эта дружба послужила продолжением карьеры художника. Сначала он расписывал интерьер их дворца, а затем, восхищенный талантом Мухи, граф оплатил его учебу в Мюнхенской Академии художеств. Это были времена щедрых меценатов с удовольствием тратящих свои финансы на искусство…

Мюнхен в 80-х годах 19 века местом обучения многих творческих молодых людей из Чехии. Деятельный и общительный Альфонс Муха не только приобрел множество товарищей, но и организовал «Славянское общество», получившее имя барочного художника Карла Шкреты.

В конце 80-х Муха едет в художественно-дизайнерскую мекку – в Париж. Он начинает учиться в разных художественных школах, но неожиданно…оказывается без финансирования. Граф Беласси отказывается далее оплачивать его обучение. Для привыкшего не думать о деньгах Мухи это оказалось неожиданно, но нужно было как-то жить дальше. И он занимался всем: иллюстрацией, рекламой, дизайном – всем, где могли пригодиться его художественные умения, творческие идеи и чувство вкуса.
За два следующих парижских года Муха не только познакомился со всеми молодыми художниками Парижа, но и смог выбраться из нищеты и даже стать довольно знаменитым. Он сотрудничал с издательствами, где иллюстрировал книги и журналы и даже начал преподавать.

Пока однажды не случился, возможно, главный заказ его жизни…
Поздним вечером 26 декабря 1894 года к Мухе обратился директор одной из типографий, оказавшийся в очень затруднительном положении. Необходимо было сделать афишу для великой Сары Бернар – актрисы и звезды! Причем афиша должна была быть готова к 1 дню нового года. В распоряжении типографии оставалось только несколько дней, но дни эти, как назло, были рождественскими каникулами. Так что все художники разъехались. Именно по этой причине предложение поступило к единственному не уехавшему мастеру – к Альфонсу Мухе. Как важно бывает оказаться в нужном месте в нужное время!

К 1 января афиша спектакля «Жисмонда» была готова! Причем необыкновенная: изображенная в полный почти реальный рост Сара Бернар невероятно понравилась себе на этой афише. Для театрального же дизайна длинные вертикальные бумажные полотна вообще оказались новым словом – теперь афиши находилось на уровне глаз прохожих, они словно говорили с будущими зрителями на одном языке и приглашали их на спектакль как старых друзей.

Сара Бернар познакомилась с Альфонсом и…подписала с ним контракт на 6 лет! А кроме контракта актриса подарила ему свою благосклонность – на некоторое время творчество способствовало их романтическим отношениям.

Теперь Муха стал еще и востребованным театральным художником. Отныне декорации и костюмы, афиши и пригласительные билеты, программки и детали интерьера – все было подчинено таланту Мухи.

Вокруг него закрутилась бурная богемная жизнь, он подружился с Ван Гогом, Гогеном и Писсаро. Иллюстрации, ксилография, литография, эскизы ювелирных изделий, этикетки и виньетки, рекламные постеры – все, что выходило из-под кисти Мухи, получало одобрение! Он стал певцом женской красоты! Нарисованные им удивительные, изящные и сексуальные девушки не могли не нравиться, а их витиеватые прически завораживали.

Персональные выставки в Париже, Лондоне, Вене и Праге собирали множество поклонников таланта. Это был настоящий взрыв популярности, длиной почти в 10 лет. Именно эти годы сделали из малоизвестного чешского художника все европейскую звезду и признанного мастера Ар-Нуво.

Его юные и прекрасные дамы по сей день имеют успех – их изображения тиражируют на чашках и вазах, брелоках и блокнотах, спичечных коробках и, конечно, на постерах.

Они не перестают восхищать своей красотой и совсем не кажутся устаревшими.

И хотя со времени сецессиона прошло больше 100 лет, дизайн Альфонса Мухи по-прежнему в моде.



Добавить комментарий