
Известность Альфонса Мухи гремела по всей Европе. Художника пригласили в качестве оформителя одного из залов Всемирной Парижской выставки – павильонов Боснии и Герцеговины. Эта работа погрузила его в историю славянских народов. Альфонс Муха вспомнил о своем национальном происхождении, и его творческие идеи полетели в этом направлении.
Как раз примерно в тоже время он познакомился с юной художницей и своей соотечественницей Марией Хитиловой. Она брала у Мухи частные уроки. Чехия, любовь, творчество – все это увлекло Муху. У него зародилась идея цикла картин, посвященных истории славянских народов.

А.Муха. Славяне на исконной Родине
Для реализации этой грандиозной идеи нужны были деньги. Представление об Американском континенте, как о «Клондайке» для него – известного европейского художника – повлияли на решение Альфонса. Он отправился в США в надежде заработать финансы, которые позволили бы ему сосредоточиться на славянском замысле. И его, действительно, встретили в Новом Свете очень громко и торжественно. Однако идея Мухи зарабатывать на портретах оказалась почти неосуществима. Ведь до США долетела его слава как дизайнера афиш и виньеток, художника иллюстраций и рекламных буклетов. Но богатые персоны совсем не стремились быть изображёнными в стиле рекламных «муховских» девушек. Поэтому Альфонсу пришлось вернуться к тем самым привычным проектам, за которые его все любили. Он съездил в Париж, женился на Марии Хитиловой, и они вместе поехали в Америку.

Чикаго, Филадельфия, Нью-Йорк… Преподавание, иллюстрирование журналов и книг по дизайну, плакаты и афиши. Возможно, Муха так и остался бы в США, а его славянский цикл вполне мог остаться нереализованным, если бы не почти случайная встреча с американцем Чарльзом Ричардом Крейном.

Что за человек встретился на пути Альфонса Мухи? Богатый бизнесмен, знаток арабистики и поклонник славянской культуры, наследник огромного промышленного состояния и политический деятель, яркая и очень и очень противоречивая личность. Едва назначенный на пост посланника в Китай, он произнёс речь, после которой его назначение было отменено. Получив в 1912 году в управление всю промышленную империю своего отца, он через два года уступил кресло руководителя своему брату. С 1890 по 1930 год Крейн побывал в России 23 раза, сумев наладить контакты с самыми разными русскими правительствами в один из сложнейших периодов российской истории. Он был директором Национального банка Чикаго и членом клуба миллионеров. После большевистского переворота Крейн ездил в Россию как личный представитель президента США Вудро Вильсона, помогал русским эмигрантам. В конце 30-х годов он оказался среди сторонников сотрудничества с Адольфом Гитлером. Свои научные увлечения Крейн совмещал с коллекционированием русского искусства. Именно поэтому их встреча с чехом Альфонсом Мухой оказалась столь плодотворной. Услышав рассказ Мухи о его замысле «Славянской эпопеи» Крейн принял решение спонсировать труд художника, и выполнил свое обещание.

Отныне Альфонс Муха не должен был метаться в поисках заработка для семьи, а мог сосредоточиться на главном замысле – именно так он воспринимал серию картин об истории славянских народов.
Альфонс Муха с благодарностью покинул американский континент и вернулся на родину – в Чехословакию. Он поселился в замке Збирог, где снял квартиру для своей семьи и студию для работы. На следующие 18 лет художник погрузился в историю славян.

А.Муха. После Грюнвальдской битвы
Итогом этого многолетнего творческого служения стали 20 полотен, посвященных разным эпохам и периодам в жизни различных славянских народов. По окончании монументального труда в 1928 году к 10-летнему юбилею независимости Чехословакии, он подарил «Эпопею» государству.

А.Муха. Праздник Свентовита на острове Руга
Единственным условием художника было строительство выставочного зала для экспонирования картин. Почему понадобился новый экспозиционный комплекс? Все дело в размере: 20 картин по 6 на 8 метров каждая… У Чехословацкой республики не было такого монументального музея.
Популярность Альфонса Мухи как европейского художника стиля Ар-нуво начала затихать, ибо на смену модерну пришел хмурый, строгий и неизысканный, но такой удобный функционализм. Тем более, что теперь Муха оказался певцом славянской национальной идеи. Именно поэтому после оккупации Чехословакии нацистами Муха был внесен в список «врагов рейха», и пожилого художника не раз вызывали на допросы в Гестапо. В результате он заболел воспалением легких и в 1939 году умер.

В выставочном зале
Картины, спрятанные от нацистов и бомбежек Второй Мировой войны, долгие годы лежали свернутыми в периферийном чешском замке. Когда же их нашли, то не один год ушел на реставрацию. Но самое печальное, что картины, которые Муха создавал как идею консолидации всех славян стали все-таки яблоком раздора. Много лет после реставрации «Славянская эпопея» выставлялась в Моравском Крумлове, затем картины были перевезены в Прагу, потом снова в Крумлов.

В выставочном зале
Их даже начали «отпускать» на такие дальние «гастроли», как Япония. Но судебные дела потомков Альфонса Мухи против Чешского Государства продолжаются. Внук художника напоминает о том, что не было выполнено единственное условие живописца – построить «дом» для картин. В ответ он получает юридический аргумент о том, что в этом условии не указаны сроки постройки. Поэтому Чехия построит выставочный комплекс в будущем (далеком или близком – неизвестно).

А пока уже больше 50 лет «Славянская эпопея» кочует из города в город, появляясь то здесь, то там, как «летучий голландец». Возможно, что это говорит о том, что любая узконациональная идея не совсем правильна? А возможно, о том, что в эпоху всеобщей глобализации национальная идея исчерпала себя и уже совсем не интересна обществу.

Добавить комментарий