
Пражский Голем
Пражская легенда
На чем основываются легенды? Обычно – на каких-то исторических событиях, которые стали столь сильным потрясением для общества, что оно по-своему осознало их, превратив в сказку. Ведь миф или легенду понять и принять легче: может было, а может и нет… Так случилось и с известной легендой о пражском Големе. Кстати, наш пражский был не единственным. В других землях и странах тоже появлялись подобные персонажи. Уж очень человеку хочется уподобиться высшим божественным силам и начать превращать мертвое в живое.

Голем
Человек-созидатель
Так случилось и в Праге. В 16 веке здесь жил знаменитый раввин Йехуда Лев бен Бецалель – человек, которого по уровню образования, способу мышления и гуманизму вполне можно назвать человеком эпохи Возрождения. Его работа в Праге оставила огромный отпечаток на философском и интеллектуальном образе этого города. Но впамяти большинства обывателей он остался тем самым смельчаком, который пытался взять на себя заботы Бога. Именно раввина Льва считают создателем пражского Голема.
Защитник иудеев
Вкратце история такова. Еврейскя община города Праги жила тяжело, притесняемая христианами. Часто евреев беспочвенно обвиняли в преступлениях, били, унижали. Видя подобные притеснения, раввин Лев решил создать защитника для пражского еврейского города. Он слепил из глины человекоподобное существо, которое было огромного размера, но неподвижно. Затем Лев вложил ему в рот шем… Другое название шема – тетраграмматон – это имя Бога, состоящее из четырех букв, которое нельзя произносить вслух. Раввин наделил Существо сверхчеловеческими способностями: силой, отвагой, различными умениями. Его возможностями пользовалась вся община – хозяйкам он помогал с тяжелой работой, исполнял мелкие поручения раввина, ремонтировал дома. Но главное – защищал жителей еврейского города от тех, кто пытался их обидеть или несправедливо обвинить. Таким образом прошло довольно много времени, и жизнь у пражских иудеев наладилась. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, завершилось и существование человекообразного существа. Его, кстати, звали Голем – «гелем» (גלם) на иврите означает «глина». У легенды о Големе есть разные варианты финала.
Альтернативные финалы
Один из них рассказывает о том, что каждый вечер пятницы, перед наступлением Шабата раввин вынимал шем изо рта Голема, и тот терял способность двигаться и что-либо делать. Это было необходимо, потому что во время религиозного праздника у раввина не было времени следить за Големом и давать ему заданья. Но однажды Лев забыл это сделать, и Голем разбушевался, начал все крушить, попытался даже кого-то убить. Раввину пришлось прервать чтение шабатней молитвы и изловчиться, чтобы хитростью успокоить Голема, а затем, вытащить у него изо рта шем. Вот тогда-то и понял Лев, что человек – не Бог и не стоит пытаться брать на себя его функции. Каменного истукана отнесли на чердак Староновой синагоги и там оставили на веки вечные.
Но есть и другой, более романтичный вариант легенды. Живя среди людей, Голем все больше очеловечивался, его уже угнетало одиночество, хотелось поиграть с детьми, найти себе друзей. Он начал постепенно испытывать чувства подобные людским. И, наконец, он влюбился в дочь раввина, прекрасную Мириам. Но своей силой, грубостью и неуклюжестью он пугал девушку. А поскольку он ходил за предметом своего обожания повсюду, то после него оставались разрушенные лавки, истоптанные товары… И тогда раввин попросил дочь обмануть Голема и вытащить у него изо рта шем, чтобы обездвижить великана. Девушка так и сделала. Прямо так и представляю, как она подошла к нему, дрожащему от волнения, протянула руку, словно собираясь приласкать влюбленного, приблизила свое лицо, почти как для поцелуя… Но… Женское коварство не имеет национальности.
Остальное известно: чердак Староновой синагоги, вечное одиночество, ибо на туда запрещено было подниматься. Все-таки люди очень неблагодарные существа. Почему-то мне всегда становится жаль бедного Голема, брошенного в чердачный сумрак и забытого всеми теми, для кого он раньше был так нужен. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Хотя, это уже из другой истории…

Скульптура Голема в г. Познань (Польша). Автор – чешский скульптор Давид Черный.
Популярный образ
Кстати, образ Голема оказался популярен у писателей, драматургов и режиссеров. Самый известный – «Голем» Густава Майринка, самый доступный для понимания – пересказанный для детей «Голем» Исаака Башевис-Зингера, а самый захватывающий и уже даже не совсем он – «Франкенштейн» Мэри Шелли. Он в разных лицах, формах и именах. Но в Праге он по-прежнему – герой.
Недаром, по легенде Голем возрождается каждые 33 года и снова выходит на борьбу с беспорядком и несправедливостью.

Голем – интересный персонаж для детского творчества
Добавить комментарий